Троеречье – это священная земля, лежащая между бассейнами трёх великих судоходных рек. На эти благодатные угодья люди пришли давным-давно с самого далёкого Запада. Первыми, как рассказывают древние предания, был народ под названием айолнар (это слово означает «большеглазые»). Но некоторые путешественники и пилигримы предполагают, что ещё до прихода айолнар в северной части Троеречья жили люди, об этом говорят многие огромные каменные строения, плиты, выдолбленные из цельного камня неизвестно какими инструментами со странными почти стёршимися от времени письменами и осколки ещё более огромных статуй, затерянных в чащах северной тайги и лесах вокруг Верхней святой реки. Но никаких упоминаний об их создателях не сохранилось, даже в айолнарских старинных легендах изредка говорится только об изъеденных мхом камнях странной формы, на которые люди иногда натыкались в лесах.
Согласно легенде айолнар жили где-то в далёких западных землях до тех пор, пока не случился катаклизм, из-за которого погибла большая часть народа, а те немногие, кому посчастливилось выжить ушли на восток. Этот катаклизм в древних легендах именуется, как «гнев неба и земли». Они совершили переход через горы и осели сначала в самых южных землях Троеречья, а затем и более северных областях. Там они и основали первое централизованное государство. Его территория простиралась от подножия гор Южного рога Полумесяца до нижнего течения Серединной реки и южного побережья озера Анаркон (с наречия первых айолнар - «голубая вода»), позже они расселились ещё севернее Серединной реки, по другую сторону северного рога Полумесяца в священных лесах Ги-Нат. Почти половину этой территории занимали прерии, поэтому айолнар стали разводить лошадей и создавать дороги. На севере древние леса стали вырубать, освобождая земли для пахотных полей, которые потом были засеяны пшеницей, рожью и ячменём. Вырубка лесов помогла айолнар получить доступ к побережью Анаркона. Но только лишь два столетия спустя было налажено кораблестроение. Первый корабль айолнар был всего лишь большим плотом, снабжённым парусом. Но потом его стали совершенствовать, делая более пригодным для долгосрочного плаванья по реке и озеру. Народ айолнар вообще был богат на изобретения: будучи единственными на тот момент жителями Троеречья им не у кого было заимствовать более передовые технологии, однако освоение новых земель, растущее население и темп жизни требовали этого, поэтому эти люди постоянно испытывали себя во многих ремёслах, придумывали новые способы орошения полей, ухода за скотом и многого другого. Необходимость сохранять и накапливать опыт предков побудила айолнар к возрождению письменности. Выжившие западного народа сумели сохранить лишь незначительную часть своей былой культуры, но в Троеречье они возродили многое из своего наследия и древней религии.
Были и такие среди них, кто ушёл в горы. Именно они стали первыми добытчиками самоцветов и благородных металлов из недр Полумесяца. Слава народа айолнар пошла именно с тех времен, когда этот народ стал учиться обрабатывать золото, серебро и драгоценные камни. За столетия мирной и одинокой жизни на земле Троеречья этот народ достиг совершенства в земледелии, ткачестве, животноводчестве, устном народном творчестве, прикладном, музыкальном и изобразительном искусствах, гончарном и кузнечном мастерствах, искусстве добычи и обработки драгоценных металлов и камней. А так же быстрое развитие осёдлого земледелия заставило северных айолнар углубиться в секреты звездочётства и созданию первой системы счисления. Единственное, в чём они не преуспели – это морское судоходство. Большую часть океанического побережья их земель занимала пустыня, обросшая зловещими россказнями и сказками; за всё время жизни айолнар в Троеречье туда мало кто совался, поэтому выход в открытый океан они получили только после того, как стали спускаться на кораблях вниз по Серединной реке, но после относительно спокойных вод Анаркона и священной реки они оказались не готовы к своенравному и вечно бушующему океану.
Немалое место в их обществе занимала религия. Знаменитое божество с семью лицами и множество мелких более низких богов до сих пор является столпом всей культуры Троеречья. Именно айолнар заложили основы призыва духов природы и общения с ними. Истоки странствующего образа жизни жрецов идут ещё от южных айолнар, которые, в отличие от северных собратьев, жили кочевой жизнью, развивали жречество и накапливали оккультные знания.
Было у айолнар и множество трудностей жизни, но обособленность существования побуждала народ самостоятельно разрешать свои проблемы. За тысячелетие жизни в мире и постоянном совершенствовании сделали айолнар самым развитым народом всего континента. Долгое время суеверный страх перед далёкой западной родиной их предков не давал айолнар отправлять экспедиции туда. Но со временем посланцы других западных народов сами стали посещать благодатный край Троеречья. Айолнар постепенно стали строить отношения с другими государствами.
читать дальшеПлодородные земли, богатая страна, народ с развитой духовной культурой, столетиями не знавший войны и обладающий многими более продуктивными технологиями, не мог не разжечь зависть в людях другой, более бедной и потрёпанной воинами, страны. Тогда-то и кончилось золотое время мира айолнар. Западное государство вероломно напало на народ айолнар. Не приученные к сопротивлению люди, первое время просто не понимали, как надо вести войну. Но тогдашний правитель сумел найти выход.
Стремление к постоянному совершенствованию было у народа в крови. И правитель направил его в нужное русло. Но это заняло слишком много времени, айолнар были без особого труда отброшены за южную реку Эйвенай, но именно там зарождается военная машина народа Троеречья. На юге были в основном степи, где жила кочевая часть населения. Они издавна были коневодами и охотниками, из айолнар-номадов была создана первая кавалерия. Переучивание населения на военный образ жизни было нелёгким делом, тем более, что никто из айолнар толком и не понимал, что такое война. Но, не смотря на это, айолнар выручило их умение находить выход без чужой помощи. Завоеватели с запада не стали уничтожать загнанный в тупик народ, понимая, что их умения, знания и опыт пригодятся. Захватив самые плодородные территории, они успокоились. Однако айолнар не смирились. За рекой они набирали силу, готовясь нанести ответный удар. Их правитель провёл мудрую политику, хотя это было трудно. Сформировав первую регулярную армию, создав оригинальный, ни на что не похожий метод обучения и тренировок солдат, айолнар пошли в атаку. Первые несколько боёв были проиграны, но позже, нарабатывая практику, учась военным действиям прямо на ходу, они начали одерживать победу за победой, а вскоре сумели прогнать чужаков со своих земель. Но война на этом не была закончена.
Правитель айолнар понимал, что без поддержки им не остановить натиск захватчиков, и, воспользовавшись временной передышкой, он заключил альянс с другим западным государством, которое тоже пострадало от вероломных завоевателей. Но те потребовали высокую цену за свою помощь. Вся северная часть Троеречья - бассейн великой Верхней реки должен был стать их территорией. Но айолнар согласились на это, потому что сами только начали осваивать те земли, они были дикими, неизведанными и ничейными.
Союз принёс свои плоды. Захватческое государство было уничтожено объединёнными силами айолнар и северных племён. После чего северные племена переселились в бассейн Верхней реки. Там, в чаще густого леса, была построена (а некоторые утверждают, что не построена, а найдена) башня из белого камня. Согласно легенде, правителю айолнар, правителю северных племён и тем, кто был с ними тогда явилось однажды видение: словно вокруг этой башни танцевали хороводом семеро богов, а вокруг того хоровода ещё больший хоровод нижних богов, вокруг того ещё один и так далее до духов. Чем больше был хоровод, тем быстрее он двигался. Это странное призрачное видение танцевало вокруг башни несколько минут, а потом превратилось в туман и звенящую тишину. Жрецы сказали, что это знамение свыше. С тех пор северные племена обратились веру айолнар, а башня считается священной. Она стоит и по сей день и называется Светлой Твердыней Тишины или просто Белой башней.
Та война показала айолнар цену мира, и они поклялись больше никогда не воевать и не уничтожать. После войны они посвятили себя только созиданию и развитию. Айолнар стал особым народом с особым менталитетом, особым самосознанием и особым местом среди других племён и народов. И, хотя они теперь жили в Троеречье не в одиночестве, они следовали прежним принципам. Многие века этот народ мирно сожительствовал с пришлыми племенами. Троеречье процветало снова, теперь и северные его земли были населены людьми. За пару веков племена запада, воевавшие когда-то в союзе с айолнар полностью обратились в языческую религию и переселились в более благоприятное для жизни Троеречье, оставив западные земли в воспоминаниях, которые с каждым поколением меркли, а потом и вовсе забылись.
Некоторая часть народа айолнар смешалась с пришлыми. И поэтому среди некоторых племён нынешнего Троеречья всё еще встречаются люди с чертами, свойственными айолнар.
Внешность благословенного народа (именно так стали называть айолнар их северные соседи) была не похожа на внешний вид никакого другого племени. Айолнар не вырастали выше ста семидесяти - ста шестидесяти сантиметров, имели большие высокие скулы, узкий подбородок, который у мужчин никогда не обрастал бородой (только усы встречались изредка), большие круглые синие или зелёные глаза, светлую кожу, прямые брови, тёмные волосы – чёрные, коричневые или каштановые, которые, как правило, все – и мужчины и женщины носили длиной примерно ниже плеч, нос у айолнар был либо маленьким и курносым, либо идеально прямым с узкой переносицей и тоже небольшого размера, в плечах они были узкие, поэтому со спины трудно было различить мужчина это или женщина. К слову: брюки носили они все без исключения, включая женщин, а длинные шёлковые хламиды одевали по праздникам (каких было много), но опять же: все без исключения, даже мужчины и старики. Жили они долго, в среднем – сто, сто двадцать лет, старели медленно, особенно северные, некоторые доживали даже до ста девяноста или двухсот лет. Айолнар особенно чтили своих стариков и жрецов, оскорбление старейшины или бывалого жреца каралось изгнанием из племени. Ещё у айолнар не было богатых и бедных, даже правитель жил наравне с простым людом и почти не имел никаких привилегий, кроме, разве что, того, что несколько раз в год по праздникам ему приносили ценные дары со всех уголков царства, но некоторые особенно великодушные правительницы (как правило, особенно щедрыми были правители-женщины) раздавали эти подарки людям через несколько дней после праздника.
Пришедшие в Троеречье с северо-запада племена были намного менее развиты, чем айолнар. Многие люди, не состоящие в регулярной армии, ходили в шкурах, не ведая ткачества и шитья. У пришлых племён не было ни письменности, ни живописи, единственным культурным наследием был их развитый фольклёр, который передавался из уст в уста. Айолнар пытались научить пришлых своим знаниям, но те отталкивали их, не желая принимать от айолнар сложные и замысловатые изобретения. Впрочем, кое-чего всё же удалось добиться: через век ткачество, гончарное мастерство, и некоторые другие полезные ремёсла стали повсеместными, что принесло немалые плоды в развитии племён. Их прежнее государство было ориентировано полностью на военный лад, вся казна страны шла на вооружение армии, прочее же вынуждено было развиваться своим ходом так, как позволял образ жизни. Впрочем, даже армия была ненамного лучше, чем простой люд. Победа в войне была обеспечена только за счёт мудрой политики айолнар и большого количества народа, пришедшего им на помощь, грубо говоря – числом задавили и всё тут.
Около тысячелетия айолнар и пришлые племена жили в мире и согласии, хотя некоторые племена постепенно стали расселяться по землям между Эйвенай и Зеираи (нижней и серединной рекой). Но население айолнар долго приходило в норму после войны с западными захватчиками, поэтому многие земли оставались просто пустыми, на них-то потом и переселилась часть северных племён. Такое долгое сожительство дало свои результаты. Айолнар сумели дать письменность, живопись, музыку, кораблестроение, развитое кузнечество и искусство обработки камня своим соседям. Айолнар подняли их с колен полупещерного быта и дали им важнейшие элементы цивилизации. Но самое главное – они дали им веру. Первую (и последнюю) религию Троеречья. Это одно из начал одного сказания.
Но однажды мирное сожительство прекратилось. Святые столпы, не менявшиеся многие века, вдруг пошатнулись. Произошла трансформация религии. Конечно, не сразу, а за полтора века. Северных племён было много, и каждое создавало себе идола (но при этом, не забывая верховного семиликого бога). Это создало сильные противоречия между племенами. Это могло перерости в полномасштабную гражданскую войну, однако айолнар это пресекли. Именно тогда был создан орден жрецов - хранителей веры. Но религия сильно изменилась. Верховный бог с семью лицами окончательно распался на семь отдельных богов, не говоря уже о том, что почти все более низшие боги переменились.
Айолнар, считавшие даже мелкие изменения в религии кощунством, не приняли этого. Их жрецы и шаманы отказались вступать в орден и признать искажённую форму религии. Теперь появился конфликт между приверженцами старой формы религии (среди которых были не только айолнар) и новой.
Я полагаю, вы вспомните похожий эпизод из русской истории – борьба староверов с новыми порядками (одна только боярыня Морозова чего стоит). Но в моём сказочном мире не доходило до открытого противостояния. Айолнар просто ушли. Для них было огромным испытанием победить страх перед древними сказаниями о далёкой западной родине, которая, за что-то озлобившись на свой народ, наслала на него гнев неба и земли. Но признание их испорченной веры было для них вообще невозможным. Айолнар восприняли изменение религии добрыми друзьями и соседями, которую сами и распространили когда-то среди них, как жестокое предательство с их стороны.
Какое-то время айолнар ещё жили на территориях, входивших в состав Троеречья. Они жили по северную сторону северного рога Полумесяца, а потом случилось изменение климата и на их земли наплыли болота, ныне известные, как Айолнарская марь. После этого благословенный народ навсегда покинул Троеречье.
История айолнар сложна и запутана, но, не смотря на все тяготы, обрушившиеся на них, этот народ не рассеялся среди других народов, не утратил свою культуру и отказался искажать свою религию. Они вернулись в свой старый забытый дом, где стали вновь развиваться и приумножать свои знания и опыт.
А племена, оставшиеся в Троеречье, жили тоже не без приключений, но их история – это другая история.